Законы донских казаков в 19 веке

Казачьи матрицы как реальность истории казаков. Что казаки
знают об этом ? Для чего нужно знать о казачьих матрицах !

Модератор: Вячеслав Никитин

Аватара пользователя

Автор темы
Наталья Киреева
Сообщения: 90
Зарегистрирован: Июль 2016
Награды: 1
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 1 раз
Пол: Женский - Женский
Russia

Законы донских казаков в 19 веке

Непрочитанное сообщение Наталья Киреева » 24 май 2017, 16:31

39. Питались арестованные обычно за свой счет. В Верхне-Курмоярской станице арестованных кормили родственники, а в станице Чернышковской арестанты ходили обедать к себе домой в сопровождении полицейского, «чтобы все знали». Нередко станичные суды присуждали виновных к аресту «на хлебе и воде» или «на хлебе и воде в уменьшенной порции». «1860 года июня... в Гниловском станичном правлении дошло до сведения станичного правления, что граждане сей станицы хуторов Хоперския и Недви-говского под видом секретных отдали целинную землю под посев хлеба иногороднему ведомства, на которой произрастает теперь разного рода хлеб, то в отвращение на будущее время беспорядка сего вреднаго для общества, положили: за вольную засеянную десятину хлебом иногородними лицами армянами и другими взыскать в пользу станичного дохода по три рубля серебром и, кроме того, с содержанием виновных под арестом три дня при станичном правлении на хлебе и воде»
40. «...Достаточно сказать кому-нибудь в подобных случаях (выступить против атамана. - С.К.) два-три протестующих слова, как такого «супротивника» сейчас же на виду у всего сбора волокут в станичную тюрьму, где он и просиживает двое-трое суток на хлебе и воде»
41. Присуждалось иногда в качестве наказания виновных и церковное покаяние. В Верхне-Курмоярской станице станичный суд 11 марта 1856 года присудил одну казачку за «строптивость нрава» к следующему наказанию: сидеть целую неделю при станичной избе и ходить в течение этого времени в церковь для раскаяния»
42. Определяя тот или иной вид наказания, судьи старались назначить такое, которое было бы «почувствительнее». Поэтому если, например, они видели, что виновный - человек богатый и три рубля ему нетрудно выплатить, то приговаривали его к аресту и другим видам наказания или, как уже упоминалось ранее, присуждали виновного к штрафу, значительно превышающему сумму, установленную официальным законодательством. При этом часто судьи выходили за рамки требований, предъявленных в иске, и присуждали виновного в каком-либо правонарушении к дополнительному виду наказания. Подтверждением этого могут служить многочисленные общественные приговоры, изложенные выше. Кроме того, можно привести пример, когда одна казачка просила присудить ей штраф за отказ родителей невесты от свадьбы. Станичный суд не только постановил удовлетворить ее просьбу, но и присудил невесту к наказанию в виде назначения на общественные работы. В тех случаях, когда донская казачья община отказывалась судить виновных своих членов по нормам обычного права, она тем самым выражала желание казаков подвергнуть обвиняемого более строгому наказанию в соответствии с официальным законодательством.



Аватара пользователя

Автор темы
Наталья Киреева
Сообщения: 90
Зарегистрирован: Июль 2016
Награды: 1
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 1 раз
Пол: Женский - Женский
Russia

Законы донских казаков в 19 веке

Непрочитанное сообщение Наталья Киреева » 24 май 2017, 16:32

«1858 года мая 14 дня Войска Донского в Гниловском станичном Правлении граждане слушали объявление судьи станицы сей казака Федора Маштакова от 12 мая в следующем, что 12 числа сего месяца в собрании общества казак Степан Касалапов без объяснения причин начал его, Маштакова, поносить ругательными словами, и называть сукиным сыном в чувствительную обиду его. По обсуждивании своем положили: поступок казака Касалапова в объявлении судьи казака Маштакова прописанный общество принимает правильным, что Касалапов бывает во всяком случае против граждан, буйным и строптивым, вследствие чего представить Сыскному начальнику Черкасского округа просить с казаком Касалаповым поступить по законам»
43. Обычным правом предусматривалась возможность для казаков, совершивших какое-либо правонарушение, полностью избежать наказания. Большей частью это касалось правонарушений, совершенных казаками против общественной собственности. «В Клетской и Кременской станицах, если гражданин провинится чем-либо перед обществом, то выходит на сход, становится на колени и говорит: «Честная станица, прости!» Станица непременно прощает. Но много, однако, находится таких из граждан, которые не просят прощения у станицы таким образом, предпочитая иногда разорительное взыскание и ответственность»
44. «...Между тем как в других случаях общество наше не прочь щегольнуть щедростью, хотя бы, например, при взыскании штрафов с хищников-порубщиков, на которых пропадают сотни рублей по одному нашему сердоболию»
45. «Но если даже блюстители леса и ловили в своем участке самовольного порубщика, то дело о нем всегда отлагалось на неопределенное время до полного сбора, на котором порубщик, признавая за собою вину, выставлял обыкновенно свою нужду и оканчивал просьбою о прощении. Часто его поддерживал атаман и со своей стороны тоже просил о пощаде, как не разжалобиться станичникам, и вот общество в один голос отрежет: «В добрый час!»
46. Возможность избежать наказания предоставлялась провинившимся казакам в период празднования масляной недели, а также в период проведения воскресных и праздничных станичных сходов. «Последний день, воскресенье, называется «прощальным днем». ...Когда предстоит отъезд или отлучка, обряд «прощания» совершается и в прочие дни масляной. Обряд этот имеет умиротворяющее значение: провинившийся в чем-либо перед другим лицом идет первый с извинениями и первый делает поклон: если обиженная сторона отвечает тем же, то прежний разлад между ними прекращается, и почти никакое дело после того не доходит до суда»
«Воровство у нас все продолжается. Для искоренения этого зла наше станичное правление позаботилось составить приговор на удаление из среды граждан нескольких лиц, преимущественно замеченных неоднократно в воровстве. Приговор прочитан, и общество единогласно решило: «в добрый час». Из числа приговариваемых один К. С-в был на этом же сходе. В следующий затем праздничный день граждане были приглашены станичным атаманом на сход для общественных надобностей, как вдруг является К. С-в, становится перед обществом на колени и со слезами просит о помиловании... Тут же был написан приговор и прочитан обществу. ...С-в берет каждого под руку и подводит к столу. Затем по окончании этой церемонии пошли гурьбою в ближайший кабак выпить «магарычи» и поздравить С-ва с радостью»

Аватара пользователя

Автор темы
Наталья Киреева
Сообщения: 90
Зарегистрирован: Июль 2016
Награды: 1
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 1 раз
Пол: Женский - Женский
Russia

Законы донских казаков в 19 веке

Непрочитанное сообщение Наталья Киреева » 24 май 2017, 16:33

В заключение можно отметить, что при назначении конкретного наказания виновному по обычному праву нередко принимался во внимание не столько объект посягательства, фактические действия виновного, сколько учитывалась характеристика виновного со стороны донской казачьей общины. При этом не делалось различия между гражданским правонарушением и уголовным преступлением. Цель наказания заключалась в достижении действительного удовлетворения потерпевшего (-их) и (или) защите интересов всей общины.


Вернуться в «Казачьи матрицы как реальность истории казаков»